Проверка работоспособности метода и достоверности получаемых результатов
Для проверки работоспособности метода и достоверности получаемых с его помощью результатов были выполнены расчеты, которые затем сравнивались с данными трубных экспериментов.
В качестве примера приведены результаты, полученные в голландской аэродинамической трубе при исследовании аэродинамических характеристик летательного аппарата, вошедшего в спутный след крыла — генератора [33]. Аэродинамическая компоновка и геометрические параметры исследуемого самолета изображены на рис. 8.3.
На рис. 8.4 показаны вихревые схемы крыла — генератора вихревого следа и модели исследуемого самолета. В ходе расчетов были сопоставлены экспериментальные (рис. 8.5) и расчетные (рис. 8.6) поля возмущенных скоростей, изображенные в виде линий равных скоро-
Рис. 8.4. Вихревые схемы крыла — генератора вихрей и исследуемого самолета |
стєй. Видим удовлетворительное согласование экспериментальных и расчетных данных.
Была также выполнена проводка модели исследуемого самолета через вихревой след с параметрами, представленными на рис. 8.5. На рис. 8.7 представлен расчет вихревого следа за крылом — генератором вихрей. Вихревой след образован с использованием нелинейной нестационарной теории. Затем в расчетном поле скоростей были получены аэродинамические характеристики исследуемого самолета с учетом воздействия вихревого следа, они сравнивались с имеющими
Плоскость симметрии следа " (Z =0) Z = —0,3м |
Рис. 8.5. Поле возмущенных скоростей, полученное в эксперименте [1, 19]
Рис. 8.6. Поле возмущенных скоростей, полученное в расчете |
экспериментальными данными (рисунки 8.8 —8.11). На рис. 8.8 приведены зависимости коэффициента подъемной силы Cya вдоль координаты Y, на рис. 8.9 — зависимости коэффициента Боковой силы Cza вдоль координаты Y, на рис. 8.10 — зависимости коэффициента момента рыскания my вдоль координаты Y, на рис. 8.11 — зависимости коэффициента момента крена mx вдоль координаты Y (сплошная линия — эксперимент [33], линия с точками — расчет). Видна хорошая согласованность эксперимента с расчетом.
Рис. 8.7. Вихревой след за крылом — генератором вихрей (расчет) |
Рис. 8.8. Зависимости коэффициента подъемной силы Cya вдоль координаты Y |
Рис. 8.9. Зависимости коэффициента Боковой силы Cza вдоль координаты Y |